Форум » Вера » Перунова Палица » Ответить

Перунова Палица

Эколог: Недавно меня очень заинтересовала сохранившаяся в летописях легенда о Перуновой Палице. Первоисточники цитирую по "Язычеству Древней Руси" Рыбакова Б. А.: "...и требища разори и Перуна посече и повеле въврещи в Волхов. И повязавше ужи, влечахуть и по калу, биюще жезлием и пихающе... и вринуша его в Волхов. Он же (идол Перуна), пловя сквозе великый мост, верже палицю свою, рече: "На сем мя поминают новгородскыя дети" (ею же и ныне безумнии убивающеся...)". Другие летописные тексты поясняют символический акт свергнутого бога; на Великом мосту очень часто сходились для боя враждующие стороны города: "...якобы Перун палицу, имевшую в руке его на мост бросил, сказав, что торговцы (жители правобережной, Торговой стороны) с горожаны (население Детинца и его окружения) всегда будут драться". На этом же мосту производилась публичная казнь: осужденных оглушали палицей (отголосок древнего ритуала?) и сбрасывали в Волхов. Продолжим рассмотрение легенды о свергнутом идоле. Епископ запретил вылавливать идола из реки. "Иде пидьблянин рано на реку, хотя горнеци везти в город, оли Перун приплы к берви и отрину и шестом: "Ты - рече - Перунище досыти еси ел и пил. а нынича поплови прочь!" Любопытно, что сейчас в Великом Новгороде торговцы сувенирами продают свои модификации легендарной "булавы" разных размеров от "натуральной величины" до маленького брелка, вполне пригодного для носки на шее... На вопрос моего приятеля, недавно посетившего это место, о том, что эта палица означает, ему сказали, что это, мол, символ власти, мужества и т. п., но ни слова про легенду. Можно предположить, что большинство торговцев ныне сами не в курсе, "откуда ноги растут." Как торговле такими вещами я отношусь резко негативно, о чём подробнее писал в теме "Это не продаётся!" тем более, когда это так бессмысленно. Но суть не в этом. Мне кажется, что такой значимый предмет из арсенала Громовержца, да ещё и связанный со столь символичным преданием мог бы стать хорошим знаком для нынешних славянских родноверов. На эту мысль меня навела именно эта сувенирная торговля. Перунова Палица может рассматриваться как своего рода славянский эквивалент всем известного скандинавского "молоточка Тора." Здесь не обойтись без наглядного материала. Так выглядит вариант новгородских сувенирщиков: Картинок аутентичной славянской булавы IX-X вв. в сети мне отыскать не удалось, у М. Семёновой в "Быте и верованиях древних славян" все булавы и палицы похожи на "торговый" вариант. То есть с шипами. Вообще шипы, насколько я понимаю, существенно усложняют её изготовление, да и на себе носить нечто шипастое не слишком удобно. Однако, насколько я знаю, были и булавы без шипов, полагаю, что и у славян в то время тоже. Вот русские булавы XVII века: На крайней правой шипов вроде нету, другое дело был ли такой вариант в более раннее время. Впрочем, как мне представляется, здесь это может быть и не слишком принципиально. Можно символически изобразить шипы, например, кружками. У такого знака есть своего рода преимущество перед молотом Тора - простота изготовления, наверное, каждый сможет научится вырезать его сам (я вот хочу попробовать в ближайшее время). Суть этого символа, как мне представляется, может быть двойственной. С одной стороны это символ самого Перуна, а значит символ мужества, воинственности, силы духа и особой связи с этим богом. С другой стороны, палица - наше воспоминание о придании, о закате славянской культуры. Напоминание о том, что мы не принимаем окружающую дествительность, преступную и прОклятую, и обозначение нашего намерения бороться за возрождение исконных языческих традиций.

Ответов - 0



полная версия страницы